ЧЕРНИГОВСКАЯ ЛИНИЯ ХАТХА ЙОГИ

Отчет о поездке к Кайласу, май-июнь 2011

Гималайская экспедиция через территории Непала и Тибета, с посещением индуистских и буддийских мест силы. Кульминация экспедиции - Кора вокруг священной горы Кайлас.

Организаторы и руководители экспедиции - Сергей Сидорцов и Евгений Лукьянов.

Нас было 19, девятнадцать смельчаков, преодолевших себя, сложные и непривычные условия и начавших новую жизнь на «Вершине мира».

Гора Кайлас (6714 м), которая была целью нашей экспедиции, является одним из самых известных мест поклонения и посещения для паломников и просто туристов со всего мира. Любопытно, что Кайлаш служит объектом поклонения сразу для четырёх религий - индуизма, буддизма, джайнизма и Бон По.

Для индуистов Кайлас олицетворяет обитель бога Шивы, покровителя всех йогинов. Буддисты считают, что на вершине горы пребывает Самвара (Демчок, на тибетском), гневная форма Будды Шакьямуни. Джайнисты учат о том, что именно на горе Кайлас первый из их святых достиг освобождения. Для древней религии Тибета Бон По Кайлас является девятиярусной Горой Свастики, на вершине которой основатель этой религии Шенраб снизошёл с небес.

Наша поездка началась в столице Непала Катманду (1300 м), где мы провели несколько дней перед последующим перелетом в столицу Тибета Лхасу, все медленно акклиматизировались, и готовились к дальнейшему подъему к Гималайскому хребту. Начиная с Катманду и далее почти по всему маршруту, каждый день мы занимались йогой, если позволяли условия и физические возможности делали асаны, а пранаяму строго по расписанию как лекарство каждый день :) Занятия йогой здорово помогли, а дыхание было настоящим спасением в борьбе за дополнительные молекулы кислорода.

В этом году наша поездка в Непал и Тибет совпала с разгаром одного из самых почитаемый и известных праздников в буддизме – Сагадава. Этот праздник посвящен жизненному пути Шакья-Муни, его рождению, становлению Буддой и достижению Нирваны. В течение нескольких недель все паломники и буддисты совершают моления и простирания в честь основателя буддизма Шакья-Муни.

Несколько фотозарисовок того, каким мы увидели Катманду, смотрите тут.

В последний день весны мы вылетели в Лхасу (3400-3650 м), столицу Тибета. Первые впечатления невозможно передать словами, только окунуться и почувствовать это небо, эти горы и воздух, вернее значительно уменьшение кислорода в нем :) Тут некоторые впервые ощутили на себе что же такое эта пресловутая «горная болезнь».

Лхаса на протяжении веков она служила обителью Далай Лам и притягивала бесчисленное множество паломников. Безусловно, нельзя не отметить усиливающееся китайское влияние, но, невзирая на это, город остаётся загадкой. Мы жили в самом центре тибетского квартала, в старом знатном тибетском доме, родственников Далай Ламы. Совсем рядом возвышался удивительный и прекрасный дворец Потала. Потала – зимняя резиденция Далай Лам и место, где располагалось Тибетское правительство. Это гигантское бело-красное сооружение, напоминающее собой огромную крепостную стену, раскинувшуюся над всем городом.

Буквально в пяти минутах ходьбы от нашей гостиницы находился главный духовный центр Лхасы - храм Джоканг. Это самый древний, самый священный и наиболее посещаемый храм Тибета. Вокруг храма собираются сотни людей, кто-то бойко торгует, кто-то совершает простирания, не обращая на безумную суету вокруг, дымятся благовония и создается ровно та атмосфера, которую себе представляешь думая о Лхасе.

Несмотря на «культурную революцию» устроенную китайцами в Тибете в 1959 году тибетский колорит и традиции весьма заметны даже в таком крупном городе как Лхаса. Например, окна всех тибетских домов с внешней стороны обязательно окрашены черной краской, чтобы в холодное время года солнечные лучи прогревали дом и заменяли собой отопление. Конечно, повсюду развешены буддийские молитвенные флажки, а вокруг храмов и святых мест не прекращается цепочка паломников, вращающих молитвенные барабаны. Очень надеюсь, что Тибетское культурное и духовное наследие все же найдет способ ужиться с Китайской современной цивилизацией и еще долгие годы люди смогут приезжать в «тот самый» Тибет.

Фото Лхасы, Поталы, древнейших монастырей Сэра и Дрепунг смотрите здесь.

А 3 июня мы стартовали к Горе. В общей сложности мы проехали более 1000 км на джипах, через город Гьяндзе, озеро Ямдрок Тсо (4500 м), увидели знаменитую Кумбум Ступу (ступу тысячи Будд). Затем дальше до Шигадзе, монастырь Таши Лунгпо и до небольшого, но многим запомнившимся городка Сага :) горняшка…Далее по маршруту занятия сводились к выполнению серий сукшма-вьяям, интенсивные короткие продышки с задержками на вдохе и нади-шодхана перед сном.

На следующий день Тибет сделал нам подарок в виде удивительного для горного Тибета места – огромная песчаная долина с красивейшими барханами, мельчайшим белым песком и совершенно фантастическим небом.

Вскоре мы добрались до Дарчена (4600 м) — небольшой городок, откуда все стартуют на кору. Кора (тибетское слово, обозначающее совершение паломничества, выражающееся в обходе по часовой стрелке какого-либо святого места, будь-то монастырь, ступа, храм или гора). В среднем обход вокруг священной горы занимает три дня, продолжительность 53 км, в течение которых пилигримы посещают различные святые места и пересекают перевал Дролма Ла высотой 5630 метров над уровнем моря – самая высокая точка Коры. По буддистским канонам Дролма – имя Тары – богини-заступницы, родившейся из слезы Будды сострадания Авалокитешвары. Индуисты перевал ассоциируют с Парвати – божественной супругой Шивы. Так что в Новую жизнь нас рождает и благословляет Бог-женщина. На перевале все паломники развешивают молитвенные флаги, ленточки с именами близких людей и молятся о новой счастливой и чистой жизни!

Вообще, сам маршрут обхода горы является глубоко философским выражением буддистского мировоззрения и олицетворяет собой круг рождения, жизни, смерти и нового перерождения, при этом каждая из этих стадий человеческого существования соотносится с определёнными этапами прохождения коры.

Здесь вы увидите частичку того, что открылось на Коре, за четыре дня тысячу раз менялась погода, ветер, солнце, снег, жара и холод…но мы почти все-все время видели Кайлас..тут ничего не скажешь, это надо просто видеть и чувствовать.

Хочется отметить, что наша группа состояла из очень разных, непохожих друг на друга людей, но людей, которые смогли в ходе экспедиции услышать друг друга, понять и поддержать в нужный момент, или даже просто помолчать вместе. Поверьте, это запоминается не меньше, чем незабываемые впечатления от гор.

После Коры у нас было еще целых три дня, в течение которых Кайлас открылся нам с берега священного озера Манасаровар (4560 м). Это самое почитаемое среди прочих озёр Тибета и является одним из самых высоких озёр мира. Отделённое от Манасаровара узким перешейком, совсем рядом расположено другое озеро Ракшас Тал (4515 м), или по-тибетски, «озеро Демона». Озёра соединены каналом, и когда случается так, что воды Манасаровара стекают в Ракшас Тал, тибетцы радуются, считая это хорошим знаком. Считается, будто баланс воды в этих озёрах символизирует баланс энергии во всём мире, поэтому, уровень воды в Манасароваре всегда выше.

Озеро Манасаровар в индуизме, как и в буддизме, также священно, его воды текут в тени великого Кайласа, согласно индийской мифологии, Маносаровар был создан в уме Брахмы, когда его сыну потребовалось место для омовения после того, как последний вышел из отшельничества, проведённое им на горе Кайлас.

В этот раз индийских паломников было особенно много, как на Коре, так и у озера, все старались успеть приехать на праздник Сагадава.

Тут мы наконец с огромным удовольствием позанимались асанами, прямо на берегу Манаса, красота!!! К этому времени адаптация уже была такая, что даже на высоте 4500 м почти не было отдышки и можно было с удовольствием вновь поработать с телом и сделать задержки дыхания.

Наш обратный путь снова лежал через горные перевалы Тибета, через уже знакомую и уже не такую тяжелую Сагу, приграничный городок Джонгма, где глаз непрерывно радовался зелени, зарослям, и просто кислороду :)!

Мы многое пережили, испытали, и думаю, сильно изменились, это правда. Такие места не только дают возможность увидеть много нового, но и заставляют взглянуть на свои старые жизненные стереотипы, от чего-то отказаться, что-то внутренне «сломать» в себе или наоборот возродить. Кайлас в сердце моем…

 

Маша Сазонова, июль 2011