Loading color scheme

Сергей Сидорцов: О покорении вершин горных и не только

В этом интервью Сергей с нами делится рассуждениями о йоге, о том, что она дает и как изменяет нас и нашу жизнь, о счастье, сознании, успехе.

Читайте с удовольствием!

Вопросы задавала Ольга Сидоренко

Часть 1: Поездка в Гималаи

Для начала опиши пожалуйста ваш маршрут.

Это моя вторая экспедиция в Гималаи. Несколько лет назад мы совершили восхождение к ледникам Канченджанги с южного направления, со стороны Индии и Сиккима. Мы подходили к большому Гималайскому хребту с юга. В этот раз весь маршрут проходил с северного направления, со стороны Тибета. Это оказалось гораздо труднее… Тибетское высокогорье и северные ветра создают свой особый климат в этом регионе. Если с южной стороны Гималайского хребта до 4000 метров горы покрыты практически непроходимым лесом с разной живностью, то с северной стороны – это полное отсутствие любой растительности, не считая фрагментов травы и лишайников.

Основная тема экспедиции заключалась в проведении йога-семинара в высокогорных условиях, посещение различных культурно-исторических мест Непала и Тибета, и совершение коры вокруг священной горы Кайлаc.

Всех йогов рано или поздно тянет к Кайлашу. Как считаешь почему?

Как говорит мой Гуру, лучший Кайлаc – это наша Душа. А лучшая кора – это путь к своей Душе… Но есть в мире места, которые символизируют во внешнем мире эти внутренние состояния. И когда люди понимают эту взаимосвязь и совершают паломничества в подобные места силы, они очищаются умом и телом, а их внутренний скрытый потенциал начинает пробуждаться, озаряя и наполняя смыслом их жизненный Путь…

Кайлаc считается священным местом для четырёх религий – индуизма, буддизма, джайнизма и Бон По.

Для индуистов Кайлаc олицетворяет обитель бога Шивы, покровителя всех йогинов. Буддисты считают, что на вершине горы пребывает Самвара (Демчок, на тибетском), гневная форма Будды Шакьямуни. Джайнисты учат о том, что именно на горе Кайлас первый из их святых достиг освобождения. Для древней религии Тибета Бон По Кайлас является девятиярусной Горой Свастики, на вершине которой основатель этой религии Шенраб снизошел с небес.

Очень много паломников, выполняющих различные духовные практики, встречались на пути.

Почему ты решил поехать?

Примерно за год до поездки, во время медитации, у меня было четкое видение того, что нужно идти к Кайласу. Я сразу беру телефон, с целью позвонить своему другу из России – Евгению Лукьянову, йогу и путешественнику, который регулярно водит группы в Гималаи, и предложить ему сходить вместе. Но не успеваю позвонить, так как в эту минуту получаю от него смс с предложением сходить вместе…:-)

Изначально у меня была идея идти туда совсем небольшой группой, но так получилось, что информация просочилась, стали звонить друзья с просьбой пойти с нами. В итоге нас было 19 человек, это максимум, который чисто физически мы могли взять.

Что больше всего запомнилось из поездки в Гималаи?

Было множество интересных мест… Сложно выделить что-то одно. Мы провели в Тибете больше 2-х недель, и большая часть времени на высоте свыше 4000 м. Посетили множество высокогорных монастырей и совершали практики медитации в различных местах силы.

Но, несмотря на это, наверное, всеже Кайлас оставил наибольшее впечатление. Очень особая энергетика этого места… Какие-то очень тонкие вибрации исходят от него и, резонируя с чем-то очень глубоким внутри нас, вводят Ум в состояние неописуемого безмолвия.

Подробный фотоотчет об этой поездке есть на нашем сайте.

Что было самым сложным для тебя? Почему?

На высокогорье, из-за недостатка кислорода, измененного атмосферного давления, отсутствия привычных пейзажей и условий жизни, из подсознания всплывают программы, которые в обычном состоянии отследить достаточно сложно.

И с этого момента начинается практика осознания, принятия, наблюдения, расслабления и очищение своего подсознания … И это самое сложное, так как практика осознанной расслабленности и наблюдения за состояниями своего Ума там должна быть постоянной.

В этом была главная задача семинара… Научить людей принимать то, что находится в их Уме… и очищать Ум при помощи всепринятия, созерцания и расслабления.

Это, наверное, и было самое сложное.

На фоне этого, даже ночевка в заваленных снегом палатках на высоте свыше 5000 метров кажется простым делом…:-)

Как повлияло путешествие на тебя, твою жизнь, практику?

По наблюдению за собой, по рассказам и наблюдениям за людьми, которые там были с нами, могу сказать, что поездка послужила детонатором, который высвободил изнутри энергию некой сжатой пружины… Она постепенно начинает разворачиваться и расширятся в пространстве. Это очень интересно наблюдать и находиться в этом состоянии. И это состояние оказывает влияние на всю жизнедеятельность, так как наша практика, как и наша жизнь неразделимы.

Встретил ли ты интересных «гималайских» йогов в путешествии?

В Гималаях, на пути к Кайлашу и возле него встречалось много практикующих людей. В основном это были буддисты из Индии, Непала и Тибета.

В Тибете, после вторжения Китая на их территорию, количество практикующих сильно сократилось. Множество монастырей было разрушено в период так называемой «Культурной революции». Кое-что теперь понемногу восстанавливается, но в среднем, не считая нескольких крупных монастырей в окрестностях Лхасы, таких как Дрипунг и Сера, в них присутствуют по 3-4 монаха. Что в десятки или сотни раз меньше, чем это было до пятидесятых годов прошлого столетия.

Порадовало то, что понемногу в Тибете оживают ретритные высокогорные пещеры. Например, возле Кайласа есть высокогорный буддистский монастырь, а еще выше него находится серия пещер, где в данный момент уже живут и медитируют йоги. А монахи этого монастыря периодически приносят им пищу. Это держится в тайне, но такая информация до нас дошла. Мы были в этом монастыре и встречались с его монахами.

Был смешной случай в Непале, в одном из крупнейших в мире Шиваистских храмовых комплексов – Пашупатинатх. На окраинах комплекса, в предгорье, есть также серия обитаемых ретритных пещер. В некоторых из них нам удалось побывать. В одной из пещер живет очень радостный садху. Когда его спросили, достиг ли он состояние самадхи… он долго смеялся и ответил: а зачем оно мне..?

Планируете ли организовывать подобные поездки в комбинации с семинарами по йоге?

Если говорить о поездке в Гималаи, то насовсем в ближайшее время таких целей нет. Это не простое мероприятие, и требуется время для того, чтобы отследить в себе то, что уже было сделано.

Ну и естественно, с практикой йоги эти поездки становятся более продуктивными и интересными на всех уровнях переживания.

Часть 2: О йоге

Как ты считаешь, все-таки йога это для избранных, кто понял что-то важное, или для тех, кто не смог найти себя в нормальном мире?

Нормальный мир – понятие очень субъективное… а понять что-то важное – это, возможно, и  означает увидеть эту субъективность «нормального»…

А практика йоги, она для всех… но занимаются ею в основном те, кто почувствовал безысходность и бесцельность своего существования в обусловленных границах своего восприятия.

Какова цель йоги к чему идем? Где твой личный горизонт сейчас к чему ты стремишься сейчас после стольких лет практики?

Йога, на мой взгляд, это в первую очередь мир с самим собой. Когда наше тело, наш Ум и наша Душа находятся в мире друг с другом, мы становимся целостными и самодостаточными, мы находим свой дом в своей Душе. Исчезают противоречия и раздраженность, исчезают поверхностные и не контролируемые эмоции…

На смену им, уже изнутри, из глубины нашей Души, появляется мудрость, необусловленная  божественная любовь и блаженство.

Путь йоги – это Путь к Самадхи… Путь к выходу за приделы любой двойственности и переживания целостного, неделимого состояния, находящегося за  пределами любых ограничений индивидуального Ума.

Как бы ты сказал состояний много разных и их надо испытать, либо есть стремление к развитию и удержанию ОДНОГО какого-то состояния?  Как бы ты его описал, если так?

Как-то великий йог Рамакришна сказал, что йоги делятся на две категории. Первая, это те, кто, ощутив Бога, не стремятся слиться с ним, а удерживая дистанцию (объект – субъект – действие) наслаждаются океаном его бесконечной Любви и Блаженства. Вторые же, это те, кто в состоянии глубокого Самадхи сливаются  с ним, и полностью выходят за пределы двойственности.

Так и с любым состоянием – можно растворяться и наслаждаться им, а можно идти дальше… Здесь каждый решает сам… Но помня о том, что практика йоги может позволить нам выйти за приделы любой обусловленности, а состояние, которое нас захватило – это тоже обусловленность.

Изменяет ли практика личность человека, или личность меняется только с жизненным опытом?

Конечно, настоящая практика напрямую связана с изменением личности человека.

В первую очередь этому способствует практика медитации. Если этого не происходит, то что-то делается или понимается не так… Правильно практикующий, дисциплинирующий, отслеживающий себя человек будет обязательно меняться. И эти изменения будут проявляться и во внешнем мире во всех сферах его жизнедеятельности. Поначалу эти изменения могут казаться не всегда такими, какими мы себе их представляли… так как проходит процесс очищения, а он может вызывать разные трудности, как на физическом, так и на психологическом уровне. Но постепенно, продолжая устойчиво и осознанно практиковать и оглядываясь назад, человек начинает понимать, то, что с ним происходило на первых этапах.

Что такое эго, по твоему личному мнению. Считаешь ли ты, что эго должно быть уничтожено или обуздано, как утверждается в некоторых писаниях?

Наш эгоизм является следствием проявления неосознанных программ нашего Ума, направленных на защиту различных функций нашего поверхностного биологического наслаждения и выживания.  Когда наше осознание не поднимается выше обусловленного Ума, мы находимся во власти программ нашего эгоизма и, отталкиваясь от этого, строим свою жизнь. Практически всегда это приводит к страданиям, или к временным, поверхностным удовольствиям, которые, в свою очередь, опять нас приводят к страданиям.

Если наше осознание, например, в состоянии медитации, божественной преданности, или искренней молитвы может подняться, или расширится за пределы обусловленного Ума, то мы начинаем осознавать себя как нечто гораздо большее, чем мысли, эмоции и физическое тело.  Мы начинаем чувствовать связь со своей Душой, а через нее и связь с Богом. Мы начинаем понимать, что мы есть не только эти мысли, эмоции и тело, а нечто гораздо большее… У таких людей эгоизм начинает растворяться, уступая место осознанности и мудрости.

По поводу обуздания эго мне вспомнилась история про путника, ветер и Солнце. Когда ветер поспорил с Солнцем, кто быстрее сорвет плащ со всадника, переезжавшего поле. И как ветер не старался, как не поливал его дождем, всадник все сильнее закутывался в плащ. А стоило выйти Солнцу, пригреть, как всадник сам снял плащ.

Думаю, что так нужно поступать и со своим эго… Нужно действовать через принятие и расслабление… и тогда будет шанс выйти за его пределы.

Что такое сознание, по твоему личному мнению, а не в книжках умных?   Можешь ли своими словами описать, как ты внутри себя чувствуешь то, чему бы дал имя »Сознание». Что оно там внутри тебя делает, какое оно?

Ой, это бесконечная и неблагодарная тема для разговоров… существует множество понятий и трактовок, как в научных, так и религиозных традициях и школах. И очень часто, под это слово, в зависимости от традиции и учения, вставляют разные понятия.

Если лично от меня, то это некий упорядоченный вселенский хаос, проявляющийся через бесконечное разнообразие форм одухотворенной и не одухотворенной материи на всех уровнях ее проявления… Этот ответ мне пришел в состоянии медитации, поэтому деталей я не знаю..:-)

Есть такое мнение, что сознание управляет всем телом, и что гибкость это не параметр мускулатуры, а параметр ума. Что если уметь расслаблять ум, то без тренировок деревянный человек может (например, в критической ситуации) проявить неслыханную гибкость… значит он может это научиться делать и в обычной жизни. Что ты думаешь?

Давайте слово сознание уберем отсюда, чтобы им как-то апеллировать, нам необходимо четко придерживаться какой-то системы и какого-то определения.

А все остальное абсолютно верно и проверенно на своем и чужом опыте.

Физическое тело является более плотным проявлением нашего Ума. Все глубокие привычки в Уме рано или поздно проявятся на физическом уровне.

Если Ум напряжен, мысли не контролируемые, эмоции не контролируемые, то и физическое тело будет зажато и напряжено. А если человек может позволить себе быть спокойным и расслабленным на уровне ума, эмоций и тела, то естественно, его мысли, речь и движения становятся естественными, гармоничными и расслабленными.

Твое понимания успеха (относительно себя/своей деятельности).  Были ли моменты в жизни, когда тебе хотелось бросить преподавание и начать делать что-то другое? Помогает ли йога стать успешным?

Все очень взаимосвязано… Как я уже говорил выше, йога приводит нас к внутренней целостности. А это состояние, когда постепенно, человек из творения становится творцом. Так он, ощущая единую гармонию мира и сохраняя с ней связь, пропускает через свои мысли и действия поток своей жизни и одухотворяет окружающее пространство своими поступками. В этом уже есть огромный успех.

Для меня преподавание – это, на данный момент, естественный процесс моей жизни, поэтому мысли преподавать, или нет ко мне не приходили…:-)

Что для тебя счастье? Что делает тебя счастливым? Можешь себя назвать счастливым человеком? Твой секрет достижения состояния счастья?

Я думаю, что Счастье – это состояние переживания настоящего момента. В своем пределе, это тот же выход осознания за пределы двойственного восприятия. Чем чаще и ближе человек находится в переживании настоящего, тем он счастливее.  К сожалению, мы сами, как и большинство людей, очень часто живем либо в прошлом, либо в будущем… Одна половина сожалеет о том счастье, которое уже ушло… вторая половина ждет счастье, которое никогда  и не придет… Забывая о том, что оно присутствует и в настоящем.

Что ты больше всего ценишь в своей жизни?

Способность познавать.

Представь, что ты стал всемогущим на один день и можешь изменить все что угодно в мире. Что бы ты поменял?

В одном из древних текстов  по йоге было написано: «Все внешнее есть отражение внутреннего…»

Я бы начал с себя…:-)